Сайт Миссионерского отдела Шатурского благочиния - Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.) - о миссионерском служении
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.) - о миссионерском служении

 

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.) о миссионерском служении.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Рад приветствовать вас в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым.

***

После избрания Заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, был оглашен состав Миссионерской комиссии при Епархиальном совете.

Состав её следующий:
И.о. председателя – иером. ДИМИТРИЙ (Першин),

игумен ДАЛМАТ (Филатов),
прот. Артемий ВЛАДИМИРОВ,
прот. Сергий ТКАЧЕНКО,
свящ. Геннадий ЛАПШИН,
свящ. Александр ШУМСКИЙ,
свящ. Иоанн КОВАЛЬ,
свящ. Алексий ЛЫМАРЕВ,
свящ. Глеб ЦВИРКУНОВ,
свящ. Алексий ФАТЮХИН,
свящ. Феодор ЯНОВСКИЙ,
свящ. Максим РОМАНОВ.
диак. Николай САВУШКИН,
диак. Пётр ТКАЧУК,
диак. Максим КРИЖЕВСКИЙ.

О реализации постановлений Епархиального собрания 2010 года
Во исполнение решений предшествующего Епархиального собрания, а также моих распоряжений по его итогам, за истекший год было сделано следующее:

В настоящее время на московских приходах трудятся 342 катехизатора.
•    При Епархиальном совете г. Москвы создана Миссионерская комиссия. На этот орган возлагается ответственность за координацию миссионерский усилий приходов, подворий и монастырей. 
Всего на этом поприще трудится 114 человек.


Церковь и общество на канонической территории Московского Патриархата
Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата.
Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.
К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям. 
Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.
Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием. 
Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества. 
Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.
Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви. Сегодня мой доклад и будет посвящен всем тем многочисленным начинаниям, которые, Господу содействующу, призваны принести благие плоды.
Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осенённого и благословлённого древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.
И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.
Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.
Неожиданно даже последовательные и непримиримые критики Церкви выразили искреннее удивление происходящим. Позволю себе краткую, но красноречивую цитату из репортажа корреспондента московской радиостанции, известной своей жёсткой критической позицией по отношению к Церкви:
«Находясь в городе Сендае, рядом со взорвавшейся Фукусимой, я получал меньше тревожных звонков от родных и близких, чем когда провёл 14 часов, стоя в очереди к Храму Христа Спасителя… Лучше этой очереди я в своей жизни не встречал. Люди разные, но большинство – молодые женщины лет 25 и немного больше. Много мужчин с фотографиями любимых женщин… Очень много молодёжи, которой это важно и интересно. Это очень дружелюбные, приветливые, интересные, приятные в большинстве своём люди… 20 лет назад мы по 5-6 часов стояли в «Макдоналдс» за гамбургерами, а теперь стоим в храм… Это совсем другая очередь. Я не очень дружу с Господом, - продолжает молодой репортер, - я некрещёный. Оказавшись в храме, я испытал не религиозный восторг и не религиозное счастье, а мне было искренне радостно за тех людей, которым было радостно. Потому что такой честной радости в глазах верующих людей я ещё не видел».
Это свидетельство, тем более ценное, что оно поступило из круга, надеюсь, уже бывших недоброжелателей нашей Церкви. 
Итак, эти параллельные России, Россия либерального фундаментализма и Россия исторической православной традиции, неожиданно для себя встретились в Храме Христа Спасителя у ковчега с афонской святыней, благословляющей на новую, выстраданную и зрелую, соборность. Дай Бог, чтобы, пройдя через храм, эти две России вышли обратно в мир вместе.
Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя. 
Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере. 
Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений? 
Во времена испытаний и повреждённых межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра.
Именно поэтому, дорогие владыки и отцы, братья и сестры, устроение правильной и полнокровной общинной жизни является сегодня одной из главных задач. Христианская община исторически формировалась как сообщество не только единоверцев и единомышленников, но и соработников в общем делании во славу Божию и во спасение человека. Это школа духовной солидарности, общения и взаимодействия христиан через молитвенную жизнь. Если современный человек в храме научится слушать и слышать, видеть и прозревать, сострадать и соработничать, он сможет изменить свою модель поведения и в семье, и на работе, и в обществе.
Вот почему столь важны для здоровья церковной общины социальные, молодёжные, образовательные и миссионерские приходские программы, а также внебогослужебные собрания и другие инициативы подобного рода. 
Будем же твёрдо помнить, что наш церковный приход – это духовно-социальный феномен, не имеющий аналогов. В своей евхаристической полноте его члены – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9). И как важно, чтобы в эмпирической реальности проявила себя в полной мере эта надмирная природа церковной общины – солидарной и работоспособной группы единомышленников. 
Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благоуспешное существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви.

Монастыри
Особое место в духовной жизни Первопрестольного града и столичного региона в целом занимают монастыри.
Являясь негасимым светочем духовности и надежным якорем грядущего спасения, обители испокон веков привлекали к себе христиан, ищущих утешения, очищения, укрепления и вразумления. 
Именно поэтому монастыри призваны хранить древние традиции  иноческого делания, заботясь прежде всего о непреткновенном восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, «исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства».
Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни. 


Пастырское служение и организация приходской жизни

Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.
Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Убеждён, что установление подобных горизонтальных связей между приходами будет полезно и интересно для всех, кто участвует в этих процессах. Поэтому призываю отцов настоятелей и владык викариев обратить самое серьёзное внимание на данный аспект нашего сегодняшнего разговора. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела. 
Наконец, в заключение протоиерей Владимир Головков предлагает: «Необходимы курсы (1-3 месяца) для сотрудников церковных лавок и помогающих в храме. Знание богослужения, основ веры и нравственности для церковнослужителей необходимы. Во многих храмах священники проводят такие беседы на уровне приходов. Хорошо бы разработать основные рекомендации по данному вопросу». 
Что касается разработки методических рекомендаций по такому обучению труждающихся в храме, рекомендовал бы обратиться к Владыке Марку, который информирует наше собрание о нижеследующем:
«На приходе Живоначальной Троицы в Хорошёве с целью повышения ответственности, церковной грамотности и культуры общения работников храмов Успенского благочиния с прихожанами состоялись практические занятия для работников свечных ящиков, дежурных и продавцов церковных лавок. 
На обучение было направлено 25 человек из 6 храмов Успенского благочиния. В частности, психологом были проведены групповые практические занятия по отработке различных моделей поведения сотрудников храмов в типичных и неординарных ситуациях, возникающих в процессе общения с прихожанами. В завершение тренинга все участники занятий в ходе собеседования успешно ответили на вопросы священника».
Полагаю, что этот опыт в обязательном порядке следует распространить на все благочиния, на все храмы нашей Епархии. Ибо список дежурных упрёков, которые предъявляют Церкви наши критики, начинается именно с историй о том, кто, как и когда неприязненно встретил их в православном храме. 

«В условиях мегаполиса многие прихожане являются жителями других округов и благочиний Москвы, а также и других епархий, как например жители ближайшего Подмосковья. Современная жизнь такова, что родители находят восприемников среди своих родственников и друзей, живущих, как правило, вдали от храма, в котором они намерены совершить Таинство Крещения своего младенца. К проблеме территориального нахождения восприемников следует добавить и проблему необходимого свободного времени, для организации встречи и проведения предварительных бесед. 
Можно допустить, что в случае Крещения младенцев, огласительная беседа с восприемниками может быть проведена не штатным катехизатором, а священником, совершающим Таинство Крещения, в назначенный день совершения Таинства».

Информационное взаимодействие Церкви с обществом

Сегодня Церковь в лице своих московских клириков довольно широко представлена в общенациональных средствах массовой информации. Наши священники ведут авторские программы на влиятельных радиостанциях, регулярно выступают с комментариями и изложением экспертного мнения в телепередачах, в печатных СМИ, в новостных блоках информационных агентств.
Эта ситуация разительно отличается от того положения вещей, которое существовало в отечественных СМИ ещё 10-15 лет назад. Вместе с тем пастырское слово наших собратьев далеко не всегда звучит для светского зрителя, слушателя, читателя весомо и доказательно. 
Иногда наша скованность и недостаточная убедительность объясняются не изжитым с предшествующих времён синдромом случайного гостя, когда представители Церкви были вынуждены чувствовать себя благодарными той или иной редакции уже за сам факт приглашения к разговору. Но времена изменились, а некоторые из нас измениться не сумели.
В других случаях наши батюшки и даже отдельные епископы оказываются неспособными выйти в своих речениях за пределы привычного для них и уже хорошо известного аудитории набора этических максим, воспринимаемых слушающими и читающими как предсказуемые благочестивые банальности. Такие слова не могут затронуть ум и сердце, увлечь современного человека.
Не секрет, что светские СМИ даже теперь не спешат честно и исчерпывающе информировать своих зрителей, читателей и слушателей о важнейших инициативах Церкви, если только не находят в них элементов сенсационности. 
Так, в национальной прессе в своё время были практически проигнорированы около десятка заявлений Священного Синода в связи с драматичной ситуацией в Чечне. Гласом вопиющего в пустыне осталось и выдержанное в достаточно жёсткой тональности обращение Церкви к светской власти в связи с массовыми задержками заработной платы. Та же ситуация – с освещением позиции Межрелигиозного совета России по самым острым и болезненным проблемам, стоящим перед нашим полиэтническим обществом.
Отдельные наши собратья, стремясь к тому, чтобы всякое высказанное ими мнение обязательно попало на ленты информационных агентств и вызвало волну комментариев в Интернете и на радио, начинают облекать свои заявления и инициативы в экстравагантные, провокативные формы. Ожидаемый эффект, конечно, достигается, но наряду с этим и в адрес нашей Церкви звучат нелестные эпитеты, а наши критики и недоброжелатели получают обильную пищу для очередных нападок, иронии и сарказма. В результате в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ Православия. 
Многие в этом зале хорошо знают, что бывают случаи, когда, нарушая непосредственно в прямом эфире ранее достигнутые договоренности с представителями Церкви, журналисты намеренно ставят клириков в неловкое положение. 
Нередко складывается впечатление, что наши собратья приходят на дискуссии и дебаты недостаточно подготовленными. А ведь им зачастую приходится вести разговор с людьми весьма искушёнными, умело обращающими нашу неподготовленность против Церкви Божией. 
Конечно, нельзя совсем отказываться от контактов с прессой. Это путь, ведущий Церковь к самоизоляции и капитулянтству. А ещё – добровольный отказ от нашего призвания, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16). 
Если телевидение часто помимо вашей воли может втянуть вас в сомнительную дискуссию в жанре ток-шоу, то радио в этом отношении является гораздо более привлекательной трибуной для духовенства. Отец Леонид Ролдугин вспоминает такие прекрасные, действенные примеры радиопроповедей, которые дали нам епископ Василий Родзянко на Би-Би-Си и митрополит Антоний Блум. Эту традицию надо возрождать, и, насколько мне известно, такие попытки уже есть, и они весьма успешны: московские клирики по согласованию с Синодальным информационным отделом ведут интерактивные передачи на радиостанциях. Нередко им приходится держать удар, выслушивать многое, но ведь евангельское свидетельство никогда не было простой задачей.
Отдельный вопрос – наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью.

Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга и поможет тем, кто нередко посещает сайты наших храмов в поисках необходимой информации.

Интернет является важным подспорьем настоятелю и клиру в организации работы с молодыми людьми. Но, начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе.
Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети «ВКонтакте» миссионерский проект «Батюшка онлайн». Этот проект создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы.
В прошлом году уже говорилось о важности инициативы портала «Православие и мир», взявшегося готовить и распространять электронную версию специального приложения, которое можно распечатывать на принтере и затем либо распространять в храмах в качестве информационно-просветительских листков, либо вывешивать на приходах в виде стенгазеты. 

Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия.

Социальная деятельность приходов города Москвы
В Московской службе милосердия на протяжении нескольких лет существует специальный телефон доверия и помощи. 

Церковь и молодежь
Обращаясь к молодежному разделу своего доклада, хотел бы сразу отметить, что это направление нашей соборной работы одновременно и исключительно важное, и необычайно сложное.
Важное оно потому, что именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. Молодое поколение, по чужой, а где-то и по своей вине лишилось таких традиционных источников житейской мудрости, как отеческий совет, мнение авторитетных наставников в школе и в кругу друзей семьи, чтение классики, добротные кинематографические картины. Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения. 
Сложна церковная работа с молодежью потому, что, как выразился в своем рапорте отец Леонид Ролдугин, молодые люди «заряжены на другие интересы. И ежедневно происходит мощная подзарядка молодежи в СМИ на успех, на лидерство, на карьеру, на деньги, на развлечения, на удовольствия, на “драйв” и “адреналин”». Они не готовы воспринять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, <…> потому что все в мире – похоть очес, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15–16). Именно мирского они и ищут, именно к мирским радостям их подталкивает возраст и окружающая действительность, а нам надо убеждать их в приоритете иной, горней реальности. 

Особая проблема, упоминающаяся в ваших отзывах, это проблема коммуникации с молодежью, её закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир – он возвышает человека. Надо привлекать не напускной простоватостью, а глубиной евангельских идей и призывов.
К сожалению, массовая культура и даже система современного образования значительно упростили картину мира, сведя мотивацию человеческих и общественных поступков до инстинктов и соображений удовольствия и выгоды. Люди начинают уставать от этой ложной картинки. Молодое же поколение, хотя и подвержено рекламному воздействию, своей еще чистой душой все-таки чувствует здесь некоторую фальшь. И вы, как духовные наставники, должны открывать юношам и девушкам глаза на мир, проговаривать им то, о чем не говорят родители и учителя, приучать их к критическому мышлению.
Мне представляется, что обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, должны противопоставить ученость и просвещение. Если современный мир заявляет, что главная цель формирования человека – сделать его пользователем и потребителем, то мы предлагаем молодым людям стать творцами и мыслителями. А для этого необходимо устраивать критические обсуждения литературных произведений, фильмов, ключевых текстов нашей культуры вместе с детьми и их родителями. Порою, оказывается, полезно просто поговорить с ними о том, что составляет предмет школьной программы. Только представьте себе: по результатам проведенных в начале этого года опросов каждый третий россиянин уверен, что Солнце вращается вокруг Земли. 
Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью. Привлекайте опытных школьных учителей, приглашайте преподавателей из передовых вузов. Предлагайте юным сложное кино и непростую литературу, пусть даже и не богословского характера. Обсуждайте с подростками реальные проблемы современной жизни, рекомендуйте им обращаться к добротной литературе и интернет-ресурсам. Очень живые, яркие дискуссии ведутся молодыми людьми на страницах упомянутого мною сайта «Православие и мир». Заглядывая туда для получения ответов на интересующие их вопросы, люди потом оказываются вовлеченными в диалог о важных проблемах семьи и общества. Там публикуются и молодые священники-полемисты, и опытные духовники. 
Тот факт, что на сайты «Pravoslavie.ru» и «Pravmir.ru» заходят 50-60 тысяч людей в день говорит о том, что современникам становится интересна жизнь Церкви, поскольку секулярный мир не способен дать исчерпывающие ответы.
Говорить с молодежью надо избегая чрезмерной назидательности и менторства, потому что современные молодые люди хотят быть равноправными участниками общественной жизни. Пусть дерзают, дайте им возможность осуществлять взрослые дела даже тогда, когда вам кажется, что они еще к этому не готовы. Поручайте им социальные проекты, благотворительные начинания. Пусть они сами их организуют. Осознание, что всё сделано их руками, заставит многих ценить приходскую жизнь, поскольку именно здесь они оказываются субъектами, а не объектами деятельности взрослых. «Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 13 на книгу Бытия, 4).
Наша молодежь отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Религиозное образование, катехизация и духовное просвещение
В настоящее время уже почти в каждом приходе существует штатный педагог-катехизатор, который проводит беседы с желающими приступить к Таинствам Крещения и Венчания. Хотелось бы вновь обратить ваше внимание на то, что разъяснять основы веры, значение Таинств и важность жизни в церковной ограде нужно не только взрослым крещаемым, но и восприемникам. 
Сразу из нескольких благочиний поступили предложения выработать единую концепцию и правила в отношении проведения катехизаторских бесед, где были бы прописаны общецерковные должностные инструкции для приходских катехизаторов и миссионеров, а также требования, предъявляемые к готовящемуся приступить к Таинствам. Это свидетельство незнания клириками важных общецерковных документов. Еще в прошлом году на собрании говорилось о том, что ведется работа над проектом «Рекомендации об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». А в этом году профильным Синодальным отделом во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии был подготовлен документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Данный проект опубликован сразу на нескольких сайтах.  Все желающие могут не только прочитать документ, но и оставить свои комментарии и пожелания. Приглашаю вас всех принять участие в этом общецерковном обсуждении.
К сожалению, в силу ряда причин катехизаторы иногда весьма формально подходят к своей работе, стремясь внушить человеку лишь набор необходимых сведений о Православии. Но такое знание зачастую остается бесплодным, чем-то внешним, редко приносит обильные всходы на ниве Господней, если не подкреплено глубокой верой и искренним желанием жить по заповедям Христовым. Беседа катехизатора с новоначальным должна стать разговором от сердца к сердцу, дабы готовящийся приступить к Таинству утверждался в вере, действующей любовью (см. Гал. 5, 6) и основанной не на мудрости человеческой, как говорит апостол, но на силе Божией (см. 1 Кор. 2, 5). Очень важно, чтобы катехизатор сумел возжечь огонь искренней веры в сердцах приступающих к Крещению или Венчанию, дабы принятие Таинства было осмысленным и стало потребностью души, а не желанием лишь следовать некой «моде» или поступать в соответствии с принципом «так делают все».
За минувший год на многих приходах столицы открылись воскресные школы не только для детей, но и для взрослых, где организованы творческие кружки вокала, хорового пения, рисования, рукоделия.  Считаю весьма полезным опыт организации военно-патриотических секций для детей. Уверен, это будет способствовать формированию у молодого поколения чувства любви к родной земле, к ее культуре и традициям. 

Но, тем не менее, мы имеем ряд нерешенных вопросов. Одна из проблем, о которой говорилось еще на прошлом Епархиальном собрании и которую пока не удалось устранить, – нехватка помещений для организации школ, приходских библиотек, проведения творческих встреч и мероприятий. А там, где приход находит место для ведения такой деятельности, зачастую не хватает финансовых и кадровых ресурсов.
Важной и актуальной темой является поиск новых форм обучения, в которых творческий аспект занимал бы большее место в учебном процессе. По справедливому замечанию прот. Вячеслава Шестакова, настоятеля Патриаршего подворья в Зарядье, учащиеся зачастую воспринимают преподавателя как ментора и диктатора, а не как наставника и старшего товарища. Личность учителя имеет огромное воспитательное значение. Юное поколение нуждается прежде всего в действенных живых примерах. Как писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». 
К сожалению, нередко получается так, что учащиеся воспринимают посещение воскресной школы как некую дополнительную обязанность, не связанную с их церковной жизнью. Такое отношение со временем может оттолкнуть их и от самой Церкви. Предлагается сочетать послушания в храме с обучением в школе, чтобы дети почувствовали свою причастность к общеприходской жизни.
В современных условиях социальной разобщенности и атомизированности Церковь особо должна дорожить единством духа во Христе и к этому же призывать всех своих верных чад. Как уже говорилось ранее, полезно организовывать совместные концерты и мероприятия воскресных школ и молодежных клубов хотя бы на уровне нескольких приходов или всего благочиния. 

Заключение
В заключение своего доклада я хотел бы в эти предпраздничные дни, когда православные люди молитвой, постом и добрыми делами готовятся к встрече Спасителя мира, призвать каждого из вас иметь особое попечение о своей пастве, о тех общинах, созидать которые поставил вас Господь. Впереди – поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова. Это Царство Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии.
И если сегодня, по слову Апостола Павла, мы видим будущую жизнь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (см. 1Кор. 13, 12), то именно через жизнь и труды ради ближних и дальних, в богослужениях и Таинствах Церкви нам приоткрывается завеса вечности и дается предвкушение неземной радости вместе с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. 
Православный храм – это небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли Евангельскому гласу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое – благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29-30).
Воистину, с Богом в душе жить легко и радостно. И даже когда временные трудности и испытания эпохи обрушиваются на нас, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель, незримо, но действенно простирает нам Свою милующую руку. И тогда перед силой Божией неминуемо отступает всё зло и неправда.
Об этой «победе, победившей мир» (1 Ин. 5, 4), убедительно свидетельствует Церковь Христова на протяжении уже двух тысячелетий. Об этом же свидетельствуют события и итоги уходящего года, о которых я вам рассказал сегодня. Сердечно благодарю всех вас за понесенные труды. Мы делаем важное дело, и оно милостью Божией приносит добрые плоды. 
Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над Первопрестольным градом Москвой и над всей Русью, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней – мир, справедливость, процветание и благополучие.


Назад к списку